Значения параметров в mission planer. Полетные режимы

20.03.2024 Ноутбуки

Не каждый собранный комплект GPS+APM способен сразу и полноценно выполнять авто пилотирование, имею ввиду режимы RTL, полет по точкам или лойтер. Можно встретить много жалоб и вопросов в интернете "включил режим loiter, а коптер улетел в неизвестном направлении". У меня была другая ситуация: самолет - включил возврат домой, а он резко направился в землю (без FPV). Выгрузил лог из APM и выяснилось, что показания высоты GPS сильно менялись каждые 2-3 минуты, с начало 450 м затем 660 м и количество видимых спутников скакало с 6 до 10, т.е. в режиме возврата домой полетный контроллер опирается на данные со спутников, вот и решил, что высота запуска (дом) 450 м, а был самолет на высоте 660 м (это город у нас на возвышенности, полет проходил на высоте 20 м от земли) и решил вернуть его на нужную высоту. Пробовал просто ходить по стадиону c GPS+APM затем смотрел лог, записаные данные - ужас, то якобы на 2 метра под землей, а затем за 2 минуты как по лестнице поднялся на 80 метров! То, что GPS модуль не работает нормально это понятно, но хотелось бы, без опасения, пользоваться другими функциями APM которые не связаны с ним.

Поэтому тестируя новый (еще не опробованный) APM с GPS будет удачно использовать следующие режимы в определенной последовательности:

  1. MANUAL - без него никуда,
  2. STABILIZE - необязателен если радиоуправление не поддерживает большое количество режимов,
  3. CIRCLE - режим полета "по кругу" по данным встроенного гироскопа, барометра, акселерометра (доступен режим без GPS),
  4. LOITER или RTL - режимы навигации по ранее заданным точкам или в точку запуска,

Чтоб избежать резких смен высоты в режиме RTL необходимо в конфигурацию внести параметр ALT_HOLD_RT=-1 означающий - сохранять текущую высоту в режиме полета домой.

Возможно не все знают что, начиная с APM 2.5 можно устанавливать "вверх ногами", точнее устанавливать можно любой стороной, это очень удобно в условиях ограниченного пространства. Параметр отвечающий за положение (ориентированность) APM в пространстве AHRS_ORIENTATION.

Чтобы установить APM 2.6 вверх ногами:

В Mission Planner - Config/Tuning - Full Parameter List - Искать (find), ищем AHRS_ORIENTATION и устанавливаем значение AHRS_ORIENTATION=8

Одна из популярнах на сегодняшний день моделей самолета для FPV это Bixler (Skywalker). Легко собирается, легок в управлении, легко поддается самому сложному ремонту. Обладая "скошенным", полукруглым дном фюзеляжа установка APM весьма неудобна. Большая часть свободного места фюзеляжа как правило уходит под аккумуляторы (основной и для видео передатчика). Особенно удобно устанавливать APM на Бикслер вверх ногами, под крышку "кабины".

И не писал обзоры, от части из за не хватки времени, от части из за ситуации в Украине:(
В общем выдался свободный вечер и решил написать обзор, по моему любимому контроллеру , так как набралось большое количество видео материала по настройке и сборке.Но думаю писать я буду по минимум, за то будет очень много видеороликов, не зря же я столько работы проделал:)Нус, начнемс.
Контроллер АРМ на сегодня самый многофункциональный и не дорогой, его используют чаще всего на мультикоптерах (прошивка Arducopter) и на самолетах (прошивка Ardupilot) а также поддерживает автомобиль и вертолет, в общем вот платформы которые поддерживает контроллер:У АРМ самое большое количество полетных режимов из всех контроллеров что есть на рынке, возможность управлять дроном с помощью смартфона или планшета, при этом открывается огромный функционал: создание полетного задания, управление, переключение режимов, мониторинг и телеметрия с указанием всех данных, и многое другое… Минус этого контроллера в том, что он не летает из «коробки», а требует знаний и серьезной подготовки.Но я в своих видео максимально просто и подробно постарался объяснить от А до Я, надеюсь поможет новичкам, и будет полезен людям кто решил освоить АРМ.
В данной статье и видео будет рассмотрено подключение контроллера к квадрокоптеру, в дальнейшем будет такой же видео курс по Ardupilot то есть по установке на самолет.

В апреле месяце появился на Бангуде полный комплект за соблазнительные 137 доллара, на то время это была наверное самая низкая цена за такой комплект.
Я конечно ожидал подвоха за такую цену, но жабка одобрительно кивнула и ее в последствии не разочаровал, комплект оказался качественным, и все сразу работало.Посылка дошла очень быстро, даже двух недель не прошло.
Комплект поставки в себя включал: контроллер АРМ уже с коробочкой, демпферная площадка под контроллер,GPS модуль с магнитометром в корпусе и со стоечкой, радиотелеметрия 433мГц,Minimosd и Power Module, не плохо за такую сумму:) (видео с распаковкой и комплектацией выше в начале статьи) Единственное чего нет в комплекте, и будет нужно для прошивки ОСД это FTDI программатор, его можно купить там же на Бангуде,

Первое что желательно сделать это прошить PPM-encoder, это нас сразу убережет от дальнейших танцев с бубном.В любом случае всегда желательно залить свежую прошивку PPM-encoder для правильной отработки при фалсейве.Инструкция по прошивке:



:

Так же можно сразу залить правильный конфиг в модуль GPS, хоть в данном наборе ГПС работал нормально, я все равно перестраховался.Инструкция по настройке GPS:



:

Приступаем к сборке, подключению и прошивке самого контроллера.Подробно в этом видео:

После подключения и прошивки, необходимо настроить Пиды квадрокоптера.
Простая настройка PID значения Pitch and Roll с помощью крутилки на аппаратуре:


Более продвинутая настройка PID с помощью режима Autotune mode:

После настройки пидов, пришло время подключить радиотелеметрию.Подробно о использовании телеметрии с смартфоном или планшетом, а так же о полетных режимах и настройки Фалсейва:

Теперь после всех настроек можно подключать Power Module, но его мы будем использовать только как датчик тока.Видео о настройке и по подключению:

Пред подключением ОСД и использования квадрокоптера для FPV полетов, стоит задуматься о правильном питании контроллера.Так как все отказы АРМ происходят именно из за плохого питания.Подробно о правильной запитке контроллера:


Ну или если нет возможности организовать питание как у меня, купить любой ВЕК на 5волт, хотя он на 100% надежен не будет.А запитывать от любого Power Module который позиционируется как для АРМ, я вообще не рекомендую, только использовать как датчик тока.

Настало время подключить MinimOSD.Подробно о прошивке, настройке и подключению:

Теперь можно летать и радоваться:)
Надеюсь вам понравился мой вариант статьи: Мало букаФ-Много фильмов:)
Пройдя поэтапно все настройки согласно моих видеоинструкций, вы наверняка взлетите.Думаю видео материала вам будет достаточно для постижения дзена контроллера АРМ, и целого дня чтоб все пересмотреть.
Ставим лайки кому понравилась проделанная работа по видеоурокам, а так же чтоб у меня был стимул сделать подобный курс по Ардупилоту.

Планирую купить +76 Добавить в избранное Обзор понравился +45 +110

Описание комплекта, перечень модификаций

МОНТАЖ, НАСТРОЙКА, ТЕСТИРОВАНИЕ, ТЮНИНГ

Тезисы по основным этапам сборки настройки и тестирования мультироторного аппарата на базе контроллера APM с прошивкой Arducopter

    Выбор места и способа монтажа на раме для обеспечения защиты от вибраций, магнитных полей и электронных помех
    монтаж
    загрузка прошивки
    инициализация начальных параметров, очистка eeprom и датафлеш (! ВАЖНО!)
    калибровка радио, настройка и проверка «фаилсэйв»
    настройка полетных режимов
    калибровка уровня
    калибровка и проверка компаса
    калибровка регуляторов оборотов двигателей
    «арминг» и проверка направления вращения моторов и порядка их подключения
    установка пропеллеров и проверка правильности установки тянущих и толкающих
    поочередное включение моторов от 3 канала приемника и мануальная проверка отсутствия вибраций на концах лучей
    проверка тенденции к стабилизации при включенных моторах удерживая аппарат в руке
    настройка логирования данных акселерометров RAW или IMU (в зависимости от версии прошивки)
    проверка системы стабилизации в кратком полете на высоту около 1 метра в безветренную погоду в режиме стабилизация.
    проверка вибраций на автопилоте методом анализа лога по результатам пробного полета
    проверка удержания высоты в режиме «ALT HOLD » в кратком полете на высоте около метра в безветренную погоду
    проверка стабильности показаний датчика навигации GPS при включенном бортовом оборудовании, моторах по данным телеметрии на зафиксированном неподвижно аппарате
    проверка стабильности и верности показаний компаса при различных уровнях газа на зафиксированном аппарате
    проверка режима удержания позиции – «
    LOITER
    проверка режима возврата «
    RTL » полет на высоте 15-20м, безветрие
    загрузка маршрутных точек и проверка автоматического режима в полете (полет на высоте 30-50м), безветрие
    тесты вышеперечисленных режимов при умеренном ветре

Нарушение порядка настройки аппарата зачастую приводит к авариям и поломкам. Пропуск любого из этих этапов может стать причиной «улета» или аварии аппарата.

Монтаж силовой части.

Установка платы «платы распределения питания» (PDB) на новой раме.

1. Для сборки силовой части питания мультироторного аппарата Вам потребуется:

  • плата распределения питания (подойдет квадрат или круг из двухстороннего фольгированного стеклотекстолита – снимите глубокую фаску по всем торцам, используйте одну сторону для плюса а вторую для минуса, после пайки обеспечьте невозможность замыкания слоев платы а при необходимости изолируйте), соответствующий силовой аккумулятор,
  • липучка для фиксации батареи,
  • силовые провода с медной жилой большого диаметра,
  • разъем батареи с проводом,

2. Припаяйте провода питания ESC к плате распределения питания.
3. Припаяйте провода от вилки подключения батареи к плате распределения питания. Если вы не уверены какого диаметра должна быть жила этого провода -используйте провод с жилой соответствующей диаметру жилы на используемой батарее или чуть больше. Убедитесь, что вилка питания припаяна правильно. Обычно используют провода двух цветов - красный подключается к плюсу, а черный к минусу батареи.

4. Припаяйте провода модуля питания автопилота к плате распределения питания.

5. Установите плату распределения питания на пластиковые стойки в центральной части рамы.
6. Закрепите аккумулятор ремешком -липучкой на нижней части рамы ровно по центру тяжести аппарата.

практические наблюдения: кусок двустороннего фольгированного текстолита с плюсом на одной стороне и минусом на другой, при соблюдении симметрии в пайке пар проводов дает лучшие показания по показателю влияния индуцируемых магнитных полей на компас. При этом, желательно, чтобы компас находился ровно по оси платы распределения питания, как можно выше. При аккуратном монтаже и расстоянии от PDB свыше 5см удается достичь менее 3% влияния индуцируемых магнитных полей на компас при полной мощности моторов ~500вт. (Это практически идеальный показатель).

7. установите полетный контроллер в центре рамы, таким образом, чтобы чип компаса оказался по осевой линии над платой распределения питания в соответствие с выбранной конфигурацией «икс» или «плюс». Необходимо постараться обеспечить максимальное расстояние от платы распределения питания и силовых проводов до компаса. При симметричной плате распределения питания достаточно 5см, при плохом качестве платы распределения может оказаться слишком мало и 10см.

Практические наблюдения: В связи с тем что современные прошивки Arducopter используют инерциальную систему для прогнозирования положения - задача защиты контроллера от вибраций обрела особую важность. с точки зрения размещения полетного контроллера, на наш взгляд, лучшее решение - использование утяжеленной плиты вибрационной развязки. основные компоненты такой конструкции: стеклотекстолитовая рессора, силиконовые амортизаторы, корпус батарейного отсека (служит опорой для монтажа автопилота) при этом батареи работают в качестве утяжелителя. автопилот крепится к виброзащищенной плите на два слоя двустороннего скотча на вспененной основе на 4 квадратика 1,5 * 1,5 см. Пример такой конструкции в серии фото http://sites.google.com/site/talon2v2/hexa-dji-800

Прозрачная пластиковая крышка над контроллером APM2 может уменьшить ущерб, а в случае аварии и защитить от влаги в условиях плохой погоды. При этом если вы решите сделать корпус герметичным - в нем следует предусмотреть отвод для выравнивания давления – в контроллере используется датчик давления

8. Установите приемник на раму и выведите антенну наружу. Как правило, у мультироторных аппаратов антенну следует ориентировать вниз.

Вставьте пять соединителей в каналы 1 - 5 приемника.
Обратную сторону соединителей подключите к разъему INPUTS. Сигнальные жилы (они обычно имеют белый или желтый цвет) - идут ближе к центру платы. Центральная жила +5V, крайняя жила обычно темного цвета – общий. Существует возможность упразднить соединение по +5V и общему проводу для всех каналов, кроме одного, при этом следует избегать одиночных соединителей, так как они легко выпадают. Если разъем приемника позволяет - удобно использовать 4 контактный шлейф для 1-4 каналов и 3 контактный для 5 канала питания и общего.

ОСТОРОЖНО: "HV приемники". В инструкциях к подобным приемникам сказано, что допускается подключать питание этих приемников напрямую к батарее. При использовании этого приемника на моделях с полетными контроллерами категорически запрещается подавать на рейку входов напряжение свыше 5,5 вольт. При подаче напряжения батареи на питание приемника и соединения питания приемника со входами автопилота высокое напряжение выведет автопилот из строя полностью. АПМ, на питание которого было подано напряжение батареи нецелесообразен в ремонте и требует полной замены.

9. Подключите управляющих шлейфы регуляторов моторов (ESC) в разъемы выходов (OUTPUTS) сигнальный провод светлого тона должен быть в сторону центра платы.

10. Существует мнение, что некоторые модели регуляторов оборотов с импульсными регуляторами напряжения 5 вольт могут некорректно работать, если соединены все плюсовые провода в сигнальных шлейфах, для чего средний провод на всех регуляторах, обычно отключают.

11. Ваш RC передатчик должен быть первоначально настроен для мультироторного аппарата по схеме, применяемой для управления самолетом :

  • Четыре основных канала: элероны, питч, курс и дроссель.
  • Пятый канал должен задавать режим полета, подключите его к каналу управляемому от 3-х -6 позиционного переключателя режима полета на пульте.
  • Настройте расходы (ENDPOINTS) по всем каналам на плюс и минус 100 процентов. Установите триммеры в центральное положение и никогда не изменяйте значения триммеров. (это важно)

Загрузка прошивки и начальная инициализация

1. Перейдите на http://firmware.ardupilot.org/Tools/MissionPlanner/ ,загрузите самую последнюю версию " Mission Planner " и установите ее на ваш компьютер.

Примечание: В работе программы "Mission planner" версий 1.3.7 -1.3.9 (и возможно более поздних) могут возникнуть трудности у пользователей с операционной системой Windows XP. Работоспособная версия для этой ОС 1.3.6

2.Запустите " Mission Planner " и подключите USB кабель между ПК и полетным контроллером.
3. Если при этом система сообщит "Обнаружено новое устройство" - разрешите установку драйвера. Если в ходе установки вы получаете сообщение: «Драйвер не найден» установите его вручную из папки установки программы
Mission Planner .

Примечание: если драйвер не устанавливается, то попробуйте сначала установить FTDI драйвер

4. В " Mission Planner ", убедитесь, что в правом верхнем углу экрана, 115200 - выбрана скорость передачи данных и новый номер Com порта, который появился после установки драйвера (Но не TCP или UDP).

Примечание: при подключении через модем телеметрии обычно используется скорость 57600.

5. Инициализация начальных параметров

Если вы купили комплект заказав на нашем сайте под конкретный тип ЛА - сохраните настройки полетного контроллера в файл. (меню «config/tuning" пункт "advanced parameters" кнопка сохранить "SAVE")

(мы загружаем наиболее стабильные версии прошивок, делаем установку настроек по умолчанию и первичную калибровку инерциальной системы и компаса)

В случае если вы заменили предустановленную версию прошивки или приобрели автопилот не у нас, то первое, что следует сделать:

· загрузить свежую версию прошивки под ваш тип летательного аппарата.

· выполнить сброс настроек по умолчанию (в терминале setup - reset - y)

В прошивке версии 3.2 и старше терминал для контроллера APM не поддерживается, установка начальных параметров осуществляется из экрана "полный список параметров"

Предупреждение: невыполнение процедуры установки параметров по умолчанию - основная причина широкого круга неполадок на всех стадиях настройки и полета (могут не работать некоторые входные и выходные каналы, не приниматься данные GPS, неправильно работать ориентация). Если вы не уверены что сделали сброс настроек, повторите эту процедуру.

6. Для просмотра состояния контроллера, настройки параметров - нажмите кнопку Connect - в правом верхнем углу экрана, при этом начнется установка соединения MavLink.

7. В случае необходимости загрузки программного обеспечения под другой тип аппарата, укажите порт, скорость 115200 но не нажимайте подключить, перейдите на вкладку Inital setup - inslall Firmware где можно выбрать тип и версию загружаемой прошивки

Калибровки

Калибровка сигналов радиоуправления

1. Включите передатчик с настройкой на вашу модель, Убедитесь что триммеры в центральном положении.

2. В "Radio C alibration" выберите " Calibrate radio " и двигайте ручки управления до упора.

  • Джойстик «крена» влево - полоска уровня сигнала должна отклониться влево.
  • джойстик «питч» вверх - полоска уровня сигнала должна отклониться ВНИЗ . именно вниз, управление работает по самолетному стилю руль на себя - вверх, от себя - вниз.
  • джойстик «дроссель» вниз - полоска уровня сигнала должна уйти вниз.
  • Джойстик «Курс» влево (Yaw влево) - полоска уровня сигнала должна уйти влево.
    прим: с некоторыми типами аппаратуры при калибровке стика курса следует ограничиться немного неполным отклонением, в противном случае могут возникнуть проблемы с "армингом" при иной температуре окружающей среды


3. Переместите трех - шести позиционный переключатель выбора режима поочередно во все позиции.
4. Когда вы закончите калибровку, верните джойстики в среднее положение, а газ в 0 и выберите кнопку " Complete " в правом нижнем углу экрана.
5. Выберите "режимах полета" на левой стороне экрана "
Mission Planner" и установите все 6 Режимов на «Stabilize», снимите все отметки " Simple " режима и нажмите кнопку "Save Modes".

Убедитесь что полученные калибровчные значения по каждому из каналов не выходят за пределы диапазона 1000-2000мс (это важно) желательно иметь небольшой запас, к примеру если по каждому из каналов вы получили 1100 -1900 с триммером ровно 1500 - это будет идеальным случаем

6. Настройте радиоприемник таким образом, чтобы при выключении передатчика сигнал в канале газа составлял 900мс, в INITAL SETUP - FAILSAFE следует включить опцию enabled always RTL. Эта опция будет означать что в случае потери сигнала радиоуправления аппарат будет возвращаться к точке взлета. В случае если в момент пропажи сигнала аппарат будет в полете, но ниже 15м, аппарат предварительно наберет эту высоту.


настроенную систему следует проверить, Уровень сигнала в канале 3 должен падать ниже чем занчение FS pwm - при отключении передатчика на главном полетном экране должна появляться надпись Failsafe.


Калибровка компаса:

Функционал калибровки компаса находится во вкладке «Initial Setup», раздел «Mandatory Hardware» , «Compass». Включение компаса - «Enable», опция «Auto Dec» разрешает рсчитывать автоматически магнитное склонение. При использовании встроенного компаса в поле «Orientation» следует выбрать «APM with OnBoard Compass»

Далее необходимо провести калибровку. Для этого следует выбрать пространство подальше от металлических предметов (рабочий стол с инструментом, ножницы, магнитные отвертки) , нажать кнопку « Live Calibration ». Появится окно хода калибровки компаса, в ходе калибровки необходимо вращать аппарат в плоскости горизонта на 360 градусов, удерживая поочередно каждую из осей XYZ полетного контроллера в вертикальном положении.

Видео процесса калибровки (на английском):

Видео YouTube

По окончании отсчета в 60 секунд появится окно, с результатом калибровки. Результатом могут быть два типа сообщений успех или неудача. Если вы получили сообщение что недостаточно данных, то процедуру следует повторить еще раз. В случае успешной калибровки, будут показаны результирующие офсеты (они должны быть не хуже +-150). Если отклонения больше, то следует искать источник магнитного поля, вносящий ошибку в показания компаса. Иногда на сенсор магнитного поля влияют соседние компоненты, размещенные рядом с ним на печатной плате. Самыми хорошими считаются значения, близкие к нулю. Существует специальное оборудование для размагничивания намагниченных предметов находящихся вблизи сенсора магнитного поля.

Проверка компаса на кресто-тесте: после того как компас откалиброван, уберите подальше от рабочего места магнитные предметы в том числе отвертки и ножницы. Нарисуйте на листе крест с линиями под углом 90 градусов. Разместите аппарат таким образом, чтобы индикатор в "Flight data" показывал точно на "N" (соответствие реальной стороне света на этом этапе не важно, на вашем рабочем месте все равно могут быть магнитные аномалии, их легко выявить механическим туристическим компасом)
поверните крест таким образом чтобы одна из линий стала параллельно контроллеру - и не двигая лист бумаги разверните контроллер на 180 и положите вдоль черты.
сначала курс будет показывать "S" - юг в любом случае т.к. это значение определяется по гироскопу, затем со скоростью порядка градуса в секунду показания гироскопа будут подтянуты к показаниям компаса, итак если после 30 секунд если вы видите тот же юг, с небольшим допуском - значит компас откалиброван верно, повторите эксперимент для перпендикулярной линии для проверки направлений на запад и восток.

После первого "арминга" при захвате позиции GPS контроллер автоматически рассчитает магнитное склонение.
при этом показания компаса должны измениться на угол порядка 7 градусов относительно показаний магнитного туристического компаса (для центральной части России)

Проверка компаса на предмет точности указания на реальные стороны света:
Если на карте встроенной в « Mission Planner » возможно установить масштаб при котором видны контуры здания в котором вы находитесь - установите аппарат в положение параллельное одной из стен и убедитесь что красная линия строго параллельна стене вашего здания по карте. Поворачивайте аппарат на 90, 180, 270 градусов и контролируйте что красная линия строго параллельна или перпендикулярна стене. ошибки в 1-2 градуса допустимы, при ошибках более 5 градусов будет заметны проблемы в режиме удержания позиции, при ошибках более 15 градусов категорически не рекомендуется использовать режим удержания позиции или автоматические режимы


Примечание: На APM1 и APM2.6 компас- отдельно устанавливаемый модуль, на APM2 и APM2.5 и наших контроллерах он уже установлен
. В случае необходимости использования внешнего компаса при наличии внутреннего на платах нашей редакции следует разрезать перемычку отключающую внутренний компас

17. Выберите « Initial Setup », открываем раздел « Mandatory Hardware » « Accel calibration ». устанавливайте поочередно аппарат в требуемые положения и подтверждайте действие нажатием клавиши на клавиатуре (пробел) будут запрошены следующие положение горизонтальное, на левый бок, на правый бок, носом вниз, носом вверх, вверх ногами.

Для достижения идеальной калибровки, необходимой для точной работы инерциальной системы, рекомендуем при калибровке акселерометра использовать ровную поверхность с проверенной горизонтальностью при помощи пузырькового строительного уровня. В момент нажатия подтверждающей клавиши контроллер должен быть зафиксирован в состоянии покоя, нельзя его держать в руках или пытаться калибровать на поверхности подверженным даже минимальным вибрациям.

Проверка компаса на предмет влияния на его показания мощности моторов:

Если в ходе полетных тестов при удержании позиции происходит разгон аппарата по дуге - одной из наиболее вероятных причин является отклонение компаса при работе моторов под нагрузкой. для того чтобы убедиться в отсутствии такого влияния следует надежно закрепить аппарат и в режиме контроля направления красной линии в программе « Mission Planner » следует поочередно давать полную мощность на каждый из моторов. Если в ходе проверки при мощной нагрузке красная линия отклоняется более 5 градусов следует пересмотреть конструкцию платы распределения питания, попытаться закрепить контроллер дальше от проводов или использовать выносной компас.

В ходе теста моторы должны работать под нагрузкой т.е. с установленными пропеллерами. Некоторые моделисты вместо того чтобы закрепить аппарат изменяют направления вращения моторов или переворачивают винты с тем чтобы винты не отрывали аппарат от земли а наоборот воздействовали вниз.

Тест опасен. Берегите пальцы. Изолируйте домочадцев и питомцев. Берегитесь занавесок, они проявляют удивительные летные способности в ходе этого теста.

Использование внешнего компаса

В случае когда из за конструктивных особенностей летательного аппарата не удается исключить влияния магнитных полей создаваемых проводкой на встроенный компас, существует возможность подключить внешнее устройство. В случае приобретения комплекта APM нашего производства внешний компас уже имеется на плате навигационного приемника.

Перед его подключением следует отключить встроенный, для этого необходимо вскрыть корпус APM и разрезать перемычку. После разрезания перемычки убедитесь что встроенный компас перестал функционировать (на экране Mission planner вы увидите сообщение BAD COMPASS HEALTH).


Рис."Место разреза перемычки отключения встроенного компаса"

Соедините гнездо I2C контроллера с гнездом "compass" навигационного модуля при помощи шлейфа входящего в комплект.

Укажите конфигурацию компаса "external" в настройках Mission Planner. Для контроллера APM эта настройка эквивалентна установке компаса с поворотом roll 180 и предусматривает выбор этой опции поворота (для контроллеров F4BY, Pixhawk иная трактовка, при указании external следует оставлять 0 поворот)

Калибровка ESC

Настройка диапазонов управляющего сигнала регуляторов оборотов двигателей (в просторечие калибровка ESC) имеет важное значение для правильной работы. Признаком неверной калибровки регуляторов может быть не одновременный старт моторов при медленном добавлении газа после арминга.

Есть два способа регулировки "концевых точек ESC" (точка нулевой позиции и максимального газа).

  • Автоматическая настройка ESC всех сразу – наиболее простой.
  • Ручной способ индивидуально настраивает каждый регулятор ESC.

Попробуйте сначала настройку в автоматическом режиме, если это не удается, тогда используйте второй способ.

1. Автоматическая настройка регуляторов двигателей (все сразу)

Требуется снять пропеллеры или обеспечить безопасность при случайном включении моторов иным способом

  • Включите передатчик и поставьте газ на полную, затем подключите бортовую батарею.
  • Дождитесь пока контроллер загрузится – светодиоды будут мигать циклически.
  • Отключите батарею и затем снова включите, это приведет к началу процесса ESC калибровки.
  • Услышав первый сигнал регуляторов -переведите ручку газа в нижнее положение. При этом после 1 или 2 подтверждающих сигналов следует плавно начать добавлять газ, моторы должны одновременно стартовать и начать вращаться.
  • Отключите батарею. процесс завершен.

При последующих включениях, всякий раз перед включением питания аппарата следует убедиться, что передатчик включен, газ в минимуме. Иначе может начаться процедура повторной калибровки.

2. Ручная калибровка ESC (Каждый ESC калибруется индивидуально).

  • Требуется снять пропеллеры и отключить управляющие шлейфы регуляторов от контроллера.
  • При отключенной батарее подключите 3 проводную вилку управляющего провода ESC в канал газа приемника (обычно канал №3).
  • Включите передатчик и поставьте газ на полную.
  • Подключите аккумулятор к регулятору ESC и после того, как Вы услышите сигнал регуляторов переведите джойстик газа в нижнее положение, после этого вы услышите звуковые сигналы подтверждающие завершение калибровки- это означает что ESC откалиброван.
  • Отключите батарею, затем повторите эту процедуру для каждого ESC.

4. Иногда, даже после того, когда выполнена ручная калибровка, ESC могут оставаться не инициализированными при включении (непрерывный громкий звуковой сигнал).
Если это так, то попробуйте одну автоматическую калибровку.
5. Обычно, если ESC правильно откалиброван, когда вы включаете аккумуляторную батарею, не должно быть непрерывного тикающего звука двигателей.


Проверка включения двигателей

Перед включением питания обеспечьте неподвижность аппарата, не следует аппарат включать удерживая в руках т.к. это может привести к обнаружению ошибки калибровки гироскопов. После включения питания после того как двигатели пропищали, индикаторные светодиоды указали что процесс калибровки завершен, позиция GPS захвачена, переведите ручку управления газом двигателей, удерживая все время вниз и вправо 4 секунды. При этом красный светодиод должен прийти из мигающего состояния в постоянное свечение. Это режим «вооружения» (« Arming »), он используется для предотвращения травм от случайного включения моторов, только в этом режиме возможен запуск двигателей.
7. Для «Разоружения», удерживайте дроссель вниз и влево на 4 секунды.
8. Если моторы не «Вооружаются», проверьте что триммер курса в центре, попробуйте опустить триммер газа на несколько щелчков ниже и повторите попытку. Современные прошивки имеют систему предотвращения включения двигателей, в случае если контроллер неисправен, не выполнены описанные выше калибровки акселерометра, компаса, аппарат дернули при включении и гироскоп не смог откалиброваться, если GPS приемник не захватил позицию. Мы не рекомендуем отключать эти проверки, изменяя параметр Arming check

9. После « Arming », двигатели должны стартовать одновременно и набирать обороты пропорционально перемещению ручки газа. Если это не так, вы должны повторить калибровку ESC снова.

Установка направления вращения пропеллеров и проверка правильной работы датчиков.

1.На мультироторные летательные аппараты устанавливаются попарно пропеллеры левого и правого вращения, не используйте пропеллеры разного шага, диаметра. Если вы еще не определились с выбором - обратите свое внимание на пропеллеры производителя APC серии MR

2. До установки пропеллеров включите передатчик, подключите батарею и проверьте, и в случае необходимости исправьте направление вращение каждого из двигателей, так чтобы они вращались в направлениях как показано на схеме, а затем установите винты. Для изменения направления вращения мотора следует поменять местами любые две из трех фаз соединения двигателя с регулятором.

3. Для мультироторных аппаратов крайне важно использовать идеально отбалансированные пропеллеры. Такие пропеллеры создают минимум вибраций для полетного контроллера.


Порядок подключения каналов и установки винтов мультироторных аппаратов

стрелка по центру рамы указывает направление "вперед" у полетного контроллера

CW – пропеллер, вращающийся по часовой стрелке, CCW - против


квадрокоптер икс и плюс схемы


квадрокоптер "H-образной рамы"

гекса и октакоптер, икс и плюс схемы , 6 моторная конфигурация соосной схемы

8 моторная конфигурация соосной схемы "октаквайд"

Предполетные проверки

При отключенной батарее, подключите кабель USB, запустите « Mission Planner » и выберите « Connect » и выполните осмотр индикаторов.

  • На дисплее телеметрии, слева, находится индикатор высоты, он должен показывать относительную высоту с момента включения. Барометрическая высота не должна меняться если аппарат неподвижен, однако в помещении, при изменении ветра на улице, включении вытяжной вентиляции, хлопках дверей показания высоты могут изменяться в пределах единиц метров.
  • Индикатор компаса должен показать истинное направление на сторону света, если смотреть по передней части контроллера APM. (Внимание, если он находится рядом с металлическими предметам или электронными устройствами, создающими магнитные поля, это может привести к значительному отклонению, проверить направления магнитных полей в разных частях вашего помещения возможно магнитным туристическим компасом).
  • Если вы находитесь за пределами приема сигналов - GPS приемник не сможет определить свое положение, соответственно текущее положение не будет отображаться на карте (для захвата спутников включенный аппарат поместите под открытым небом и подождите несколько минут).
  • Наклоните аппарат на различные углы, чтобы убедиться, что индикатор горизонта на полетном табло адекватен вашим ожиданиям. Вид на горизонт в программе « Mission Planner » сделан таким образом, как бы вы видите землю с камеры установленной на одну с контроллером платформу. Когда аппарат наклонен вперед - горизонт на индикаторе должен подняться (полетное табло как бы показывает вид на землю из кабины, но возможно настроить в программе MIssion Planner и так называемый стиль индикатора горизонта "русский стиль")
  • Когда аппарат наклонен влево - горизонт должен наклониться также влево.

Эта проверка подтверждает, что датчики работают нормально, и контроллер верно установлен на раме, если двигатели и пропеллеры подключены правильно, аппарат можно считать способным к первому пробному полету.

Проверка управляемости аппарата в режиме малого газа.


В безветренный день установить аппарат в нескольких метрах от себя на ровном, горизонтальном месте, имея не менее 6 метров свободного пространства во всех направлениях.
Включите передатчик, убедитесь, что газ убран, триммеры в средней позиции, режим - STABILIZE, а затем подключите батареи бортового питания. Находясь, по крайней мере, в 3 метрах позади аппарата, выполните «арминг», удерживая дроссель вниз и до упора вправо не менее 4 секунд, пока красный индикатор не будет гореть непрерывно. В случае если полетный контроллер не прошел все калибровки указанные выше - «арминг» может не происходить. После того как красный сигнал загорелся -медленно увеличивайте газ до начала вращения двигателей (все моторы должны стартовать одновременно). Далее медленно увеличивайте газ таким образом, чтобы не было отрыва или движения. С помощью руля (курса) проверяется правильность поворота влево и вправо. Рама должна правильно выполнить ваши команды. Теперь проверьте ручку пикирования (Pitch ),. Когда двигаете ручку вперед (вверх) аппарат должен стараться наклониться вперед и попытаться уйти от вас. Двигая ручку к себе, на кабрирование модель должна пытаться наклониться и двигаться к вам. Ручкой крена (Roll ) проверьте перемещения влево и вправо – перемещения модели должны соответствовать направлению ручки. Устраните любые выявленные проблемы, прежде чем перейти к дальнейшим шагам.

Перед первым полетом

· Не летайте над людьми, даже если аппарат весит менее килограмма, в случае аварии травмы неминуемы.

· Сделайте до первого полета табличку с номером мобильного телефона и прикрепите к модели. В случае причинения ущерба другим лицам нужно уметь отвечать за свои действия. В случае находки вы сможете договориться с нашедшим о вознаграждении.

· В процессе сборки, отладки и запуска берегитесь винтов, жесткие винты диаметром свыше 8 дюймов серьезно опасны.

· Законодательство многих стран позволяет запуск моделей не выше 100м, существенно превышая эту высоту вы рискуете не только потерять модель но и спровоцировать авиа происшествие с человеческими жертвами. Прим. законодательство РФ не предусматривает запуск авиамоделей с радиоуправлением, тем самым граница полетов по высоте не определена. Существуют ограничения запрещающие полеты вблизи аэропортов и других закрытых для полетов зонах.

· Литиевые батареи взрыво-пожаро-опасны. Причиной взрыва может быть замыкание силовых проводов, перезаряд, переразряд, механическое повреждение внешней оболочки, внутреннее замыкание. Не носите и не храните батареи без индивидуального чехла, может произойти замыкание о металлический предмет. Не пытайтесь разобрать или проткнуть вздувшуюся батарею там водород, она взорвется. Тушить батарею водой все равно, что машину бензином – литий горит в воде. Возгоревшиеся или дымящие батареи лучше отбросить в безопасное место.

I Этап полетных настроек

настройка PID стабилизации и их проверка.

STABILIZE является основным и режимом и обязательным условием во время включения и необходимым для «Арминга» .(в свежих прошивках сделали допустимым арминг и взлет в режимах отличных от стабилизации, тем не менее первый взлет следует осуществлять а режиме стабилизация)
1. Попробуйте короткий полет в режиме стабилизации. Выполните «арминг» контроллера, удерживая дроссель вниз и вправо не менее 4 секунд (при этом красный светодиод перестанет мигать и станет гореть постоянно).
2. Увеличивайте газ до тех пор пока аппарат не начнет отрываться от земли. Попробуйте поднять модель на высоту от 1 – 2 метра над землей и некоторое время удерживать ее плавно дозируя газ. Компенсируйте дрейф креном и тангажем. Снизьте газ и совершите посадку.

3. Если в вышеописанном тесте ваш аппарат не достаточно хорошо стабилизировался, был подвержен раскачке - отсоедините батарею, подключите USB кабель между APM2 и вашим компьютером, запустите « Mission Planner» и нажмите « Connect », выберите вкладку « Config / tuning », « Extended tuning »,


А затем в списке PID следует найти параметр « rate roll P » « rate pitch P » . Уменьшайте его значение, но не более 10% за один раз, одновременно с этим увеличивайте значение « rate roll D » « rate pitch D » также по 10% за один раз от исходного. Более подробно процесс настройки PID описан ниже, в разделе тюнинг.

4. Повторите эту проверку несколько раз, добавив проверку управляемости по ролу и питчу, совершите несколько коротких полетов на небольшие расстояния.
5. Постарайтесь привыкнуть к поведению модели в режиме "Стабилизация" и получить навыки управления, прежде чем приступать к тестированию более продвинутых режимов.

Возможные проблемы, возникающие в ходе настройки режима стабилизация и их решения

Модель удерживает позицию отличающуюся от горизонтальной, аппарат уносит вперед, назад и ли в сторону при безветрии.

  • не горизонтальное положение контроллера (например в следствии воздействия USB кабеля при выполнении настройки LEVEL в разделе выбора типа рамы)

Закрепите контроллер горизонтально или используйте параметры AHRS TRIM для компенсации наклона полетного контроллера относительно рамы. следует учесть что угол AHRS TRIM задается в радианах. На ардукоптере категорически запрещается использовать триммер пульта управления для компенсации сноса аппарата.

  • Нарушена весовая центровка рамы (проверяется установкой на опору в центре тяги, центр тяги – пересечение диагоналей соединяющих оси моторов)
  • Различная тяга создаваемая моторами. (проверяется подвешиванием заведомо большего чем тяга груза к лучу, и взвешивание в режиме полного газа на весах с точностью порядка единиц грамм)

II Этап полетных настроек

Проверка уровня вибраций, и проба режима удержания высоты

Для того чтобы оценить какова диаграмма вибраций на вашем аппарате включите логгирование RAW значений, совершите 30 секундный полет в режиме стабилизация, скачайте логи, загрузите скачанный файл через функцию просмотра логов и выведите параметры accel x y z в диаграмму. В новых прошивках лог вибраций называется IMU

включение логгированния перед полетом:



следует выбрать «IMU»

в старых версиях Mission Planner c ледует выбрать "Default + IMU"

в «full parameters list» следует найти ins_mpu6k_filter и задать значение 43гц

Для скачивания полетных логов в компьютер в прошивке Arducopter 3.1 возможно использовать функционал окна терминал, для прошивки 3.2 и старше для контроллера АПМ терминал не доступен, скачивание логов возможно через протокол « MAVLINK »


В результате анализа полученного лога получаем такие диаграммы

На верхней картинке приведены крайне недопустимые вибрации,

В случае если вибрации на вашей раме слишком высоки полетный контроллер не сможет обеспечить удержание высоты, используя инерциальную систему, до устранения причин возникновения вибраций и установки полетного контроллера на виброзащитную платформу включение режима ALT HOLD и других автоматических режимов может быть опасным.

В случае если вибрации невелики, то для большинства аппаратов мы рекомендуем установить аппаратное подавление шумов от вибраций ins_mpu6k_filter=20 , для полетов не связанных с измерением уровня вибраций

Автоматический анализатор логов

III Этап полетных настроек

Проверка качества удержания позиции (GPS координаты + высота)

будьте внимательны, нельзя приступать к тестированию режимов удержания высоты, позиции, возврата не завершив предыдущие этапы полетных настроек!

Качество удержания позиции зависит:

  • использования качественного навигационного приемника, отсутствия радиопомех
  • правильной настройки положения и калибровки компаса, отсутствия воздействия на него постоянных магнитных полей от ферритовых колец, магнитов и силовой проводки

В случае если аппарат не удерживает позицию и иногда вместо удержания позиции начинает разгоняться по дуге - наиболее вероятная причина неверная работа компаса в условиях полета.

Слишком большой радиус удержания позиции - перемещение аппарата в произвольных направлениях. Тут два фактора.
1. Следует проверить, что навигационный приемник ловит от 10 спутников и более, имеет уровень HDOP < 1,2
2. Уровень вибраций по осям X Y не превышает нормы, современные прошивки используют данные акселерометров для калькуляции перемещений, сильные вибрации приводят к ошибкам в работе инерциальной системы


Общие проблемы:

  • "Полный неадекват"

После замены прошивки контроллера войдите в терминал и выполните процедуру инициализации начальных параметров (терминал, setup, reset) . без этого могут не включаться моторы, криво показывать уровень, не работать телеметрия и многое другое - совершенно любые проблемы.

  • Аппарат очень плохо удерживает высоту, раскачивается, уровень газа висения в режиме стабилизация порядка 70%
  • Аппарат слишком "прыгучий", слишком резко откликается на малейшее управление, уровень газа висения в режиме стабилизация порядка 30%

вес аппарата и его винтомоторная группа должны быть подобраны так чтобы он висел на 50% газа, рекомендуемый диапазон уровня газа висения от 43% до 57%, при уровне газа висения 30-40% аппарат недогружен и очень сильно реагирует на управление, как правило, требуется загрубление за счет настроек. При уровне газа висения свыше 70% аппарат, как правило, не способен быстро стабилизироваться, склонен к раскачке, неспособен удерживать высоту в условиях турбулентности, нисходящих потоков. Посмотреть какой у вас газ висения возможно грубо по ручке управления, точно по параметру «throttle trim» после полета, там это значение должно быть 430 - 570 , чем ближе к 500 тем лучше.

Пример, что бывает если тяга неверно подобрана к весу аппарата:

2кг аппарат с рамой 550, ax4008, apc14*4.7 сначала с батареей 2S – высокие значения PID , аппарат стабилизируется по крену и питчу, но был приличный ветерок 5-7 м/с причем из за рваной облачности с ниспадающими потоками. так вот один такой поток его прихватил и прижал к земле с приличной высоты, по логам высота падает, газ полный, два мотора на минимуме, два работают на 100% (их задувает боковой ветер) аппарат в горизонте но идет к земле. в результате мягко впечатался в снег. параметр throttle trim оказался порядка 800. после поставил 3S батарею снизил rate p и d аппарат стал управляться как пушинка. throttle trim оказался порядка 450 т.е. на будущее можно догрузить более тяжелой батареей

  • Аппарат с пропеллерами очень большого диаметра и короткими лучами слишком резок по управлению курсом
  • Аппарат с пропеллерами очень большого диаметра и короткими лучами начинает подпрыгивать при посадке

за уровень курсовой стабилизации отвечает коэфициент - rate yaw p. Слишком большой параметр стабилизации по курсу может вызывать нарушения стабилизации по уровню, поэтому на начальной стадии настройки указанный по умолчанию параметр желательно уменьшить. Это особенно актуально если на раме установлены максимально допустимые размеры пропеллеров - например, если на раме с диагональю 550 установить 14-дюймовые пропеллеры то уменьшают вдвое - иначе аппарат может даже кувыркнуться на старте. Если впоследствии если вы сочтете что курсовое управление не достаточно интенсивно - этот параметр можно увеличить.


AHRS_GPS_GAIN,0 Параметр дает указание системе коррекции горизонта о том сто необходимо корректировать центрифугальные ускорения в крутых виражах на скорости. Значение 1 = включена коррекция, 0 = выключена.

Следствием включенного этого параметра является подергивание линии горизонта при неподвижном аппарате, если GPS не идеально захватил позицию и дрейфует. При сильных скачках позиции GPS крен может достигать критических значений.
в коптерах этот параметр установленный в единицу не нужен, параметр требуется самолетам. Исключение высокоскоростные аппараты для пилотажа в акробатическом режиме.

INS_MPU6K_FILTER,20 аппаратный «виброподавитель», включают после того как измерили вибрации на раме, убедились что они в норме, а затем включают «шумодав». Значение 43 означает что используется низкий уровень подавления (43гц) это значение следует использовать для тестового полета с включенным логированием вибраций. Если амплитуда вибраций в пределах 2 единиц по 10 ед шкале - можно включить фильтрацию 20 для большинства рам. Исключение могут составлять очень быстрые, маневренные, спортивные аппараты для 3д пилотажа.

4. Настройка управляемости и стабильности по питчу и крену:

Раскачка бывает нескольких видов – мелко дрожащая когда моторы меняют свой тон многократно в течение секунды и висит как на струне мелко дрожа - это перекачанный или rate d (реже rate p)
если аппарат трудно взлетает любой ветерок его плавно отклоняет из стабильного положения (ведет себя как брошенный на пол обруч - волной по окружности) это недостаточный rate D (если аппарат не взлетает и ведет себя как брошенный на пол обруч - проверьте соответствие подключения моторов и тип рамы плюс или икс)
если висите ровно ветра нет а он чуть чуть дергает то одним лучом то другим раз в секунду то вероятно великоват rate d (или вибрации оказывают влияние на автопилот)
если аппарат принудительно немного качнуть стиком а он вместо того чтобы выполнить маневр в одно движение делает один-два затухающих качка это значит маловат rate d

RATE коэффициенты

Регулировка зависимости коррекции мощности моторов от угловой скорости (в осях питч, крен, курс)

roll pitch rate p - определяет сколько мощности дать на преодоления инерции рамы - угловой скорости по питчу и ролу - чем инертнее рама и меньше тяга вмг тем больше порядок значения для большинства конфигураций 0,10 - 0,15
roll pitch rate d - определяет дозирование энергии на раскрутку и торможение пропеллера - чем больше диаметр пропа и меньше момент мотора тем параметр больше. порядок значения для большинства конфигураций 0,004 - 0,010
rate пиды меняют за раз на 10% не более! не делайте на глаз посчитайте на калькуляторе

STAB коэффициенты

roll pitch stab p параметр определяющий резкость управления от пульта и автомата навигации. для спортивных моделей порядок значения 4.5; для аэрофото и учебных 3.5


P I D составляющие применительно к ардукоптеру

присутствуют в большинстве коэффициентов.

P - основной пропорциональный коэффициент.

D - уровень первоначального, краткосрочного воздействия (как как правило направлен на преодоление инерции)

IMAX - уровень коррекции долгосрочно сохраняемой ошибки

I - величина (скорость) нарастания величины ограниченной IMAX


Типовые неисправности:

Признак: Апм не завершает подключение по юсб и телеметрии, в ходе процедуры загрузки параметров процесс останавливается, при включении синий светодиод мигает и гаснет, другие светодиоды не перемигиваются. С прошивками 2.7 и более ранними контроллер соединаяется с Mission Planner.

Диагностика: проверить наличие напряжения 3.3 вольт на крайних контактах разъема I2C, нормально если напряжение 3.2 - 3.4 вольта. Если там сушественно меньше к примеру 1 вольт или больше например 4,8 вольта - у вас вышел из строя стабилизатор 3.3 вольта. В оригинальных автопилотах Diydrones используется регулятор который часто выходит из строя. Эта проблема не типична для АПМ модифицированный группой Мегапилот, мы заменили стабилизатор 3.3 на более надежный чип.

Ремонт: замена стабилизатора 3.3 вольт

Признак: В холодную погоду уровень показываемый АПМ уходит от горизонтали при горизонтальном положении аппарата.

Возможные причины : 1. Неисправность процессора ориентации MPU6000. 2. Установлен низковольтный конденсатор в цепь chargе pump MPU6000. Утечка тока изза конденсата или окислов на плате в высоковольтной цепи chargе pump.

ремонт: следует выпаять процессор ориентации MPU6000, промыть посаднчное место и запаять обратно, заменить конденсатор С13 на конденсатор емкостью 0,01мкф на напряжение 50 вольт. Конденсатор на плате находится между MPU6000 и барометром.

Признак: Bad compass Health - красная надпись на экране программы Mission Planner. Переводится как компас нездоров.

Возможные причины: 1. Компас неисправен или неподключен. 2. Подключен внешний компас при не разрезанной перемычке отключающей внутренний компас.

Признак: Bad gyro health - красная надпись на экране Mission Planner. Неполадки гироскопа.

Возможные причины :

1. Если при этом уровень перекошен - Неисправность процессора ориентации MPU6000.

2. С прошивкой Arducopter 3.2 и старше эта ошибка появится в случае если вы нарушили неподвижность контроллера в момент калибровки гироскопа при включении. В этом случае - это неисправностью не является. перевключите контроллер повторно. Нельзя удерживать полетный контроллер в руке при включении в течении периода калибровки сенсоров.

Http://apmcopter.ru/

Руководство по эксплуатации

учебного мультироторного аппарата под управлением Arducopter

хештэги
#докуентация

Прежде чем сделать свой первый полет даже в ручном режиме мне потребовалось достаточно долго повозиться с настройкой Ardupilot APM 2.8. Надо сразу отметить, что данная версия имеет отличия от предыдущей 2.6 по расположению разъемов и их назначению. Особенно это касается подключения внешнего компаса.

После загрузки прошивки уже можно устанавливать соединение с Ardupilot и делать дальнейшие настройки через USB.

Первое что я делал в настройке Ardupilot APM 2.8 - это калибровка акселерометра и калибровка радиопередатчика. Эти настройки одни из самых простых, никаких проблем и нюансов там не возникает. Поэтому подробно описывать процесс смысла нет. Все инструкции даны на сайте разработчиков:

Чуть менее понятная, хотя на деле все так же нетрудная, калибровка регуляторов хода ESC. Чтобы подружить плату APM 2.8 с регуляторами хода и добиться точного управления моторами потребуется несложная последовательность действий:

Во-первых, снять пропеллеры с моторов из соображений безопасности.
Моторы должны быть установлены на раме, подключены к регуляторам, те в свою очередь подключены к плате Ardupilot.
Плату APM не нужно подключать к компьютеры ни по USB, ни по радиоканалу.

1. Включаем передатчик радиоуправления (на момент калибровки регуляторов радиоуправление должно быть уже откалибровано). Высталяем ручку газа на максимум.
2. Берем Li-Po аккумулятор и подключаем к разъему Power-модуля для включения автопилота. Питание регуляторов соответственно тоже будет обеспечивать этот аккумулятор.
3. После включения APM будет мигать своими синими и красными светодиодами как полицейская машина. Этим он сигнализирует готовность к калибровке при следующем включении. Отключаем аккумулятор от Power-модуля.
4. Включаем питание заново. Регуляторы издают стандартный звуковой сигнал (обычно количество сигналов равно количеству банок в батарее) и через некоторое время дважды издает короткий сигнал, что подтверждает калибровку по максимальному газу.
5. Опускаем ручку газа в минимальное положение. Регуляторы издают один долгий сигнал, что подтверждает калибровку по минимальному газу.
6. С этого момента калибровка регуляторов для APM 2.8 завершена и можно проверить работоспособность моторов.
7. Убираем газ на минимум и выключаем питание Ardupilot.

Данная процедура проводит калибровку регуляторов по схеме "все за раз", что достаточно для большинства моделей ESC.

Что касается калибровки компаса, то тут все посложнее. На плате APM 2.8 есть встроенный внутренний магнитометр, который, в принципе, может быть использован как основной компас. Но т.к. у меня имеется внешний магнитометр в одном корпусе с GPS приемником, мне лучше использовать его. Важный момент в подключении внешнего компаса: на плате APM 2.8 для него предусмотрен отдельный разъем прямо под разъемом для GPS антенны. Поэтому подключаем его туда, а не в разъем 12C, как на более старых версиях.


Сначала я попытался провести калибровку компаса APM 2.8 по стандартной схеме, не задумываясь о совместимости внешнего и внутреннего компаса. Этого сделать не удалось. Сам процесс калибровки хоть и не выдавал ошибки и значения в трехмерной системе координат появлялись на экране, все же набор этих значений был абсолютно некорректным, я бы даже сказал неадекватным. Для нормальной калибровки потребовалось отключить внутренний компас APM 2.8 . Это делается просто: нужно вынуть перемычку справа от разъема GPS. Просто избавиться от нее.
С этого момента внутренний компас перестает работать и в калибровке участвует только внешний.
Без внутреннего компаса на экране показывает ошибку Compass 1 error: 99 , но это никак не мешает процессу калибровки внешнего.
Для первой калибровки отключите галочку Use Auto Accept внизу окна, чтобы собрать побольше значений. Набрав 2000 -2500 значений по всей сфере, можно заканчивать калибровку.

На этом основные настройки связанные с оборудованием закончены. Вся дальнейшая работа предстоит в основном по настройке параметров для корректного поведения в полете.

В комментариях к народ сетовал, что непонятна электронная часть. Идя навстречу пожеланиям, решил раскрыть эту тему поподробнее. Так как объем - достаточно большой, решил не перегружать тот дневник, а оформить отдельной статьёй с пошаговой инструкцией по прошивке на Мегапират. На данный момент - это наиболее нравящаяся мне прошивка. К слову сказать, мегапират поддерживает варианты и для самолета, и для автомобиля и для вертолета. Реализована поддержка нескольких полетных режимов, опция симпл для каждого из режимов и полет по маршруту, заданному по точкам GPS. Из всех этих вкусняшек, меня на данный момент интересует стабильный полет. Ну может ещё потом режимом симпл побалуюсь. Это когда при старте коптер запоминает показания компаса, и при полете уже всё равно, где у коптера перед, где зад - он сам трансформирует направление полета.Вот скажем, стик элероны вы отклонаете вперед. И коптер летит вперед, невзирая на то, что находится по отношению к вам боком или передом!

История прошивки такова - есть команда разработчиков проекта Ардукоптер. Они выпустили . Раньше, на сайте говорили, что достаточно Криуса АллИнОнеПро (кажется , на Паркфлаере), но позже "сторонюю" плату поддерживать перестали. Задача проекта Мегапират - адаптировать эти прошивки под более дешевые датчики, платы, сделать прошивку более универсальной, сохранив все достоинства. Один из разработчиков, наш соотечественник, поискать его можно на другом модельном форуме под ником "Sir Alex ".
Наша задача в этой статье минимальная - найти, настроить прошивку и запрограммировать ей полетный контроллер. То есть мы не будем полностью разбираться в полетных режимах, в коде прошивки - это всё выходит за рамки статьи. Скачиваем, настраиваем, компилируем, настраиваем датчики коптера - такова наша развлекательная программа.
Еще одна ремарка. Если вы - счастливый обладатель поддерживаемых Ардукоптером плат - пропускайте всю эту процедуру с Мегапиратом, идите сразу в Mission Planner, и уже в нём самом можете залить прошивку прямо из интернета. Для этого не нажимая Connect, но выбрав порт и скорость, Initial Setup - Install Firmware, смотрите на картинки, и выбираете ваш тип рамы, щелкнув по соответствующей картинке. Прошивка сама скачается из интернета и зама зальется на контроллер. После этого можно будет соединяться с платой. Далее - как описал ниже в инструкциях по МП (калибровка датчиков и стиков).

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ:
В этой статье описан уже устаревший на данный момент - ручной способ загрузки прошивки в контроллер. Данная статья наверное представляет интерес теперь "как НАДЕЖНО всё сделать своими руками". Существует программа FlashTool (описание , качать отсюда), с помощью которой процесс настройки прошивки и "заливки" её на контроллер - более прост. Надо всего лишь в программе выбрать тип своего контроллера, тип раскладки каналов РУ, наличик и тип GPS... и нажать кнопочку Update. Программа сама скачает актуальную версию Мегапирата, сама её настроит и сама зальёт её в контроллер. Подсказка: сразу после прошивки проверьте правильность раскладки по каналам на вкладке "калибровка радио". И только после этого калибровать датчики. Процесс прошивки контроллера с помощью программы FlashTool хорошо описан другого человека.
Ниже приведенная статья в общем тоже имеет силу, вы по-прежнему можете всё сами сделать рученьками. (21.05.2014)

Подготовка. Начнем с поисков программ. Нам понадобится:
1) Arduino IDE (Ардуино ИДЕ, далее ИДЕ)
2) Сама прошивка, например вот эта. Прошивку подбирать надо внимательно, читая список проблем, найденных или решеных на ней. Это очень творческий процесс. Прошивки старых версий можно найти . Релизные прошивки этого лета и новее можно найти . На момент написания датчики в моей плате не поддерживались имеющимися релизными прошивками, мне пришлось брать бета-версию ВОТ (справа ищем кнопочку "Download ZIP".
3) Программа Mission Planner (Мишн Планер, далее МП). Программа обновляется сама из интернета.
Еще понадобится интернет, докачать кое-чего в процессе (если у вас не установлено), об этом ниже. (про мозги под черепной коробкой - не говорю, наличие работающих - обязательно)))

Настройка всего этого добра.
Итак, все программы скачаны, начинаем шаманить. Распаковываем выкачаный архив скажем в корень диска C, например "c:\arduino\". Далее, заходим в каталог "C:\Arduino\libraries", и удаляем там всё. Точно ВСЁ, все папки, до одной. то есть каталог libraries у нас остается пока абсолютно чистым.
Далее, распаковываем файл с прошивкой мегапирата. Пусть всё содержимое архива будет лежать в каталоге "C:\ardupilot-mpng\". Далее, идем в папку "C:\ardupilot-mpng\libraries", берем оттуда ВСЁ, и копируем в папку "C:\Arduino\libraries", все папки. Это мы скопировали библиотеки проекта в среду Ардуино, они необходимы для успешной компиляции проекта. Ещё надо взять файлик "pde.jar" из папки "C:\ardupilot-mpng\", и скопировать его в папку "C:\Arduino\lib\", переписав уже имеющийся там на новый. Для чего - объясню ниже.
Если подключить плату контроллера к компьютеру без установки драйвера, то увидим нечто подобное:


Значит, платы вы подключаете впервые к компьютеру. Если открыть ПУСК-НАСТРОЙКА-СВОЙСТВА СИСТЕМЫ-ДИСПЕТЧЕР УСТРОЙСТВ, то увидим что-нибудь навроде этого: "CP2102 USB..."
Тогда качаем вот этот драйвер , разархивируем куда-нибудь. Нас интересует файл CP210xVCPInstaller_x86 (как правило именно он, если у нас х86 процессор), устанавливаем драйвер. Если все прошло нормально, тогда идем в свойства системы - диспетчер устройств - и видим установленное устройство.

Открываем его свойства, и устанавливаем скорость порта 115200.

Нужно обратить внимание на номер COM порта. Как правило - это COM3, если вы ничего ранее не устанавливали, запоминаем номер вашего COM порта. Далее всё это закрываем. Устройство готово к перепрошивке.
Открываем среду Ардуино (помните? - ИДЕ, файл arduino.exe) и настраиваем её.
ВНИМАНИЕ. При каждом запуске Ардуино ИДЕ будет предлагать обновиться . Делать этого НЕ НАДО , так как часть библиотек работает именно с этой версией ИДЕ.

Выбираем ком порт (который недавно установили), выбираем ваш тип платы (если у вас мега то ищем 2650, но может у вас вообще ардуино уно, или мини), ....

Тип программатора....

И тип HAL - MegapirateNG (именно для этого мы переписывали файл "pde.jar", иначе этого пунктика в меню нет). Как пишут внизу, нужно перезапустить среду ИДЕ.
Дополнение. Тут у некоторых возникают проблемы с компиляцией проекта. Возможно вам надо настроить домашний каталог проекта. Для этого нажмем меню файл > настройки > расположение папки со скетчами > поставьте "C:\ardupilot-mpng\". После этого должно компилироваться без ошибок.

Теперь настройка прошивки.
Открываем среду ИДЕ, открываем файл "ArduCopter.pde", лежащий в папке "C:\ardupilot-mpng\ArduCopter\".

Теперь ищем справа треугольничек, вот такой (справа!!!)

раскрываем список открытых файлов проекта, выбираем файл "APM_Config.h". Ищем в нем строчку "//#define FRAME_CONFIG HEXA_FRAME" (примерно 21-я строка сверху) и правим её, чтобы выглядела вот так "#define FRAME_CONFIG QUAD_FRAME". Тут требуется небольшое пояснение. Все строчки, начинающиеся с символов "//" - закомментированы, и не работают. То есть мы раскомментировали тип рамы и исправили с гексакоптера на квадрокоптер (с шести на четыре мотора). Варианты рам приведены тут же, снизу. Для вашего конкретно контроллера возможно делать какие-нибудь дополнительный правки, я все варианты предсказывать не могу да и не знаю я код прошивки. Могу только дать ссылочку на форум или на сайт , где можно попросить помощи в случае затруднений.
(ну или например - для красной хоббикинговской платы AllInOnePro Mega надо в "APM_config.h" определить тип платы "#define MPNG_BOARD_TYPE HK_RED_MULTIWII_PRO" )
Думаю - правок достаточно, можно прошивать. Жмем кнопку "стрелка вправо" (смотрим на предыдущем рисунке, кнопка слева) и ждём. Проект сначала скомпилируется, потом зальется на плату. Если будут ошибки - они будут написаны в нижней части ИДЕ и выделены оранжевым цветом. Если у вас подключена плата, установлены драйверы, настроено само ИДЕ и вы ничего лишнего не наредактировали - прошивка залетит на плату. УФФ.

Теперь настройка прошитого полетного контроллера .
Все закрываем и устанавливаем Мишн Планер (МП). При запуске он может попросить обновиться.

Разрешаем. После этого он возможно попросит установить Microsoft Net Framework 4.0 (оставим это на совести ленивых программистов-создателей МП). Скачать исталлер Фреймворка можно отсюда . После выкачивания, запустить установку, перезагрузить систему. Возможно, МП (чтоб ему икалось!) попросит скачать и установить ещё и фреймворк 4,5. Ответьте ДА на его вопрос, откроется страница майкрософта, нажмите "update my PC". После выкачивания и установки очередных мегабайтов (агррр), МП должен запуститься. Слава богу. Я не проводил эксперименты, возможно МП сможет запуститься, если у вас будет установлен только.Net Framework 4.5 - я не знаю. Но при первом старте он мне четко говорил - "хочу фрэймворк версии 4.0".

Теперь ответственный момент (сколько их ещё будет))). В правой верхней части программы выбираем номер COM-порта (далее скриншоты с другого компьютера, у меня как бы сменился номер COM порта), и скорость 115200. Нажимаем рядом кнопочку "Connect". Появится надпись "Connecting Mavlink" и внутри окошечка "Timeout 29", потом "Timeout 28" - обратный отсчет. Если досчитает до 0 - вы что-то сделали неправильно, и программа не видит вашего контроллера. Проверьте номер COM-порта, скорость - причем как в программе, так и в диспетчере устройств. Может быть у вас прошивка в Ардуине не залетела в плату - проверьте всё ещё раз. Программа должна начать чтение разных параметров, как на скриншоте ниже:


Если у вас программа соединилась с вашей платкой, облегченно вздыхаем - осталось только откалибровать датчики и стики управления.

Калибровка датчиков в МП.
Перед калибровкой датчиков рекомендуется очистить EEPROM. Это память, куда сохраняются настройки (значения переменных). Для этого идем в Терминал (скриншот ближе к концу статьи), такм пишем Setup, потом Erase. После стирания ЕЕПРОМа можно идти калибровать датчики.

Идем на вкладку "INITIAL SETUP", далее "Mandatory Hardware" (во вкладке "Install Firmware" - ничего не нажимаем, а то прийдется снова прошивку загружать в ИДЕ), сразу в Compass (Frame Type у нас уже выбран и залит в контроллер через ИДЕ) - будем калибровать компас (магнетометр). Для этого ставим обе галочки Compass - Enabled (активирован) и Auto Dec (если вдруг не будет получаться откалибровать автоматом, можно попробовать ввести вручную эти волшебные циферки деклинэйшн, знать бы их, да и что это - магнитуда? и какая она для вашей местности....). Жмем кнопочку Live Calibration. Далее программа нас предупредит, что в течение 60 секунд надо будет вращать наш квадрик (или то, что вы собрали) по всем осям. Каждый сам расшифровывает, что это значит "по всем осям", я вращаю так:
1) два полных оборота в горизонтальной плоскости, как стоит квадрик по часовой стрелке
2) два полных оборота в горизонтальной плоскости, как стоит квадрик против часовой стрелки
3) поворачиваю квадрик левым боком вниз, и кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, по часовой стрелке
4) кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, против часовой стрелки
5) выравниваю квадрик назад, поворачиваю его правым боком вниз, и кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, по часовой стрелке
6) кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, против часовой стрелки
7) выравниваю квадрик назад, поворачиваю его носом вниз, и кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, по часовой стрелке
8) кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, против часовой стрелки
9) выравниваю квадрик назад, поворачиваю его носом вверх, и кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, по часовой стрелке
10) кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, против часовой стрелки
11) переворачиваю квадрик пузом вверх, и кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, по часовой стрелке
12) кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, против часовой стрелки
Если вы заметили - я всегда сначала кручу "туда", а потом стролько же "обратно". Я так делаю, потому что у меня нет радиомодема, и плата подключена к компьютеру через шнур. Чтобы он не перекручивался, я его сначала закручиваю, а потом раскручиваю.
После этого ставлю борт опять "на ноги" и дожидаюсь оставшееся время. Как правило секунд 5-10. Любуюсь на надпись Calibration Succesfully, что означает - калибровка удалась. После этого, на первой вкладке FLIGHT DATA - стороны света должны показываться правильно.

UPD: Терерь процедура калибровки несколько отличается от описанной мною ранее. Там появляется сфера, на которой отображается каждой точкой снятый отсчет с датчиков. Чтобы до потери пульса не пытаться закрасить всю сферу, поступим так: Мысленно определяем шесть граней у нашего контроллера: верх, низ, перед, зад, право, лево. И вращаем коптер вокруг этих граней. Я беру в руки ноутбук, коптер держу на вытянутой руке, и кручусь вокруг себя. Потом меняю положение коптера другой осью вверх и опять кручусь. Надо, чтобы все 6 осей были "отсняты" контроллером. Процедура не ограничена по времени, количество отсчетов тоже неограниченно. У меня снималось около 700-800 отсчетов, рисовалось на экране 6 кругов. После нажатия на кнопочку (даже если программа ругается что мало сэмплов), программа посчитает ваши снятые сэмплы и вынесет свой вердикт вашему "танцу с коптером". Если отсчетов недостаточно (или они были скучкованы только в одной области) - скажет "calibration failed" - начинайте карибровку заново. Если результатом будет "calibration succesfull" - значит всё хорошо (даже если ругалась, тем не менее калибровка успешна).
Полезно перед началом калибровки снять галочку "Auto declination" и всё-таки ввести вручную градусы-минуты магнитного склонения для вашей местности. Подсмотреть эти волшебные циферки можно на сайте, кликнув по ссылке "Declination WebSite" прямо из Мишн Планнера.

Далее будем калибровать акселерометр. Нажимаем Accel Calibration, снимаем галочку "AC 3.0+", если у нас старый тип датчиков. Если ошибетесь с выбором, ничего страшного, жмем кнопку DISCONNECT в правом углу, затем CONNECT, и возвращаемся снова сюда же. После разборок с галочкой жмем Calibrate Accel, нам по очереди будут даваться команды, а мы их должны выполнять. Команды будут такие:
1) Поставьте коптер ровно. Первый шаг калибровки очень важен - он отвечает за горизонтальность полета вашего коптера. Можно заранее выставить коптер с использованием уровня (обычного пузырькового, строительного или лазерного) - плоскость моторов/пропеллеров должна быть горизонтальна.
2) Поставьте на левый бок. Ставим квадр на левый бок (левыми лучами вниз) - подпираем чем-нибудь или просто неподвижно держим руками, ждем следующей команды.
3) Поставьте на правый бок. Ставим квадр на правый бок (правыми лучами вниз) - подпираем чем-нибудь или просто неподвижно держим руками, ждем следующей команды.
4) Поставьте носом вверх. Ставим квадр на "попу" (задними лучами вниз) - подпираем чем-нибудь или просто неподвижно держим руками, ждем следующей команды.
5) Поставьте носом вниз. Ставим квадр "мордой вниз" (передними лучами вниз) - подпираем чем-нибудь или просто неподвижно держим руками, ждем следующей команды.
6) Поставьте его задом)))) Ставим квадр "на голову" (шасси вверх) - подпираем чем-нибудь или просто неподвижно держим руками, ждем следующей окончания мучения.
Результатом может быть надпись Calibration failed - неуспех. Значит ослушались мы командира (или я, когда писал по памяти, перепутал 3 и 4 пункты местами). Выход один - читаем внимательно бусурманские команды и выполняем их, пока не получим сообщение "Calibration succesful". После этого, на первой вкладке FLIGHT DATA - горизонт и крен/тангаж должно отражаться корректно при наклонах квадрика. (некоторые путаются, когда квадр лежит передом к монитору, кренят квадр на правый бок, в мониторе заваливается на левый - ааа, что делать?))))) - ВСЁ ПРАВИЛЬНО, ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ.

Теперь калибровка радио. В мегапирате есть такая прикольная и удобная штучка. Выводим все тримы (можно и субтримы) в нули, и щелкаем на кнопку "Calibrate" (она будет вместо кнопочки "Completed" - на скрине я уже провел калибровку). Нас программа предупредит, что все стики надо перемещать в максимальные позиции. Жмем ОК, и крутим всеми стиками по максимальным позициям как вверх так и вниз, жмем кнопочку ОК. Далее программа нам скажет, что надо поставить все стики в середину, а газ в минимум. Делаем так и жмем ОК. Всё. Конечные точки настроены. На пульте не крутим конечные точки, иначе опять надо так же перекалибровывать.

К верхнему скриншоту нужен ещё один комментарий. Видите на канале 5 тоже чего-то откалибровано? Это я повесил переключение полетных режимов. Теперь у меня трехпозиционный переключатель - это первые три полетных режима (смотри скриншот ниже), тумблер "Gear" (который над тренерским) - это "сдвиг" трехпозиционного переключателя на три других полетных режима. Как это сделать для Турниги 9.х, можно почитатть на этом бусурманском сайте .
На следующей вкладке Flight Modes - можно определить полетные режимы в удобном нам порядке. Не забыть нажать Save Modes.

Вот в общем-то и всё - самое важное сделано. На первой вкладке, в разделе "действия" мы можем задать квадрику точку GPS "дом" (куда он может вернуться при пропадании связи, если есть и настроен фэйлсейф), можем задать "нулевую высоту", на вкладке FLIGHT PLAN - можно задать план полета, просто натыкав точек GPS на карте. (не пошлите квадрик случайно в Антарктиду)))) Если вдруг у вас квадр в полете ломанулся на непонятную GPS точку - не паникуйте, переключите полетный режим на один из ручных!

Не забудьте перед полетом, после любых операций с настройками пульта или после калибровки радио в МП, нужно откалибровать регуляторы оборотов на новые значениения газа. Калибровка регуляторов поотдельности в канале газа приемника - не подойдет. Нам нужен диапазон значений на выходе полетного контроллера. Делается это так:
1. Выключаем питание борта, включаем пульт (если был выключен)
2. Ставим газ на максимум, включаем борт.
3. Ждем, пока загрузится контроллер, выключаем борт (так надо).
4. Включаем борт, ждем загрузки контроллера - контроллер должен встать в режим калибровки диапазона газа. Выглядит это как поочередное зажигание всех трёх светодиодов.
5. Стик газа на аппаратуре перевидим в минимум. Вы услышите пик.
6. Выключаем борт, всё - регуляторы откалиброваны.

В принципе, были сделаны основные настройки для взлёта. Есть ещё несколько волшебных настроечек, которые стоит сделать.
Первое - это более тонкая калибровка компаса, так сказать в работе. Дело в том, что при вращении, движки создают помехи в Э/М поле, наводки в питающих проводах, небрежность монтажа силовых кабелей, которые не фонили, а под нагрузкой стали источником помех для компаса..... Заходим в меню TERMINAL, жмем кнопку Connect. Теперь мы можем в текстовом режиме давать команды процессору платы напрямую. Приглашение на ввод команд заканчивается версией прошивки и скобочкой "]" После неё вводим команды на клавиатуре. Можем написать help и выведется список команд. Вводим "setup" - входим в режим настроек. Можно тоже ввести help и увидеть список команд по установке. Нам необходима "compassmot". Начинают бежать строчки с замерами результатов. Даем газ, придерживаем одной рукой квадрик чтобы не улетел от нас, другой даем газу - раскручиваем движки на максимум (АХТУНГ, ТБ - БОИМСЯ ВИНТОВ ), ждем 5 секунд, и выключаем мясорубку от греха подальше (газ в минимум и дизарм), жмем Enter на клавиатуре. Всё, поправка в компас на обороты винтов введена. Дотошный читатель скажет - сними винты дурачок! И будет не прав. В моём квадрике, без винтов при максимальных оборотах поправка была 5 условных попугаев , с установленными винтами - 22 !!! (в вашем коптере будут другие цифры) Вам перфекционизм, или полетать?
Чтобы не держать мясорубку руками, имеет смысл:
1. можно переставить местами пропеллеры, чтобы при раскручивании коптер стремился к земле, а не взлетать. Этот совет подойдет большинству, но не всем. Но этот совет не подходит, если у вас пропеллеры слишком близко к лучу ("низкий" мотор и длинные пропеллеры) - на максимальных оборотах пропеллер может рубануть по лучу (у меня было такое).
2. Привязать коптер к поверхности (например к тяжелой табуретке, к столу), привязать тяжелую гирю/гантелю. Думаю ваш коптер больше двух килограмм не поднимет (у тех, у кого поднимает - не возникает таких вопросов))).
3. Если позволяет рама, и пропеллеры достаточно удалены от центра - можно сверху коптера поставить табурет, нагрузив его книгами или 5-литровой бутылью.
3. Опасный совет - можно другу держать над головой на вытянутых руках, держа за ноги. Я держу, прижимая за центральную часть к земле. Это реально опасное действие, пропеллеры режут плоть очень легко, особенно карбоновые. Я вас предупредил!

Второе - есть такая процедура, автовыравнивание горизонта. Крайне рекомендую настроить! Делается так: когда движки дизарм, отводим стик руддера вправо до упора (типа простой арминг), но ждем ДОЛГО, пока не загорится особый светодиод. У меня это был светик зеленого цвета, у других это может быть желтого цвета. Взлетаем на метр, и стиками пытаемся его удержать на месте, чтобы он никуда не уплывал. В течение 20 секунд рулим и садимся, делаем дизарм. Во время этой процедуры контролер запоминает показания акселерометра и ваше реакцию стиками на эти показания. Выключаете борт и включаете снова. После этого, если вы бросите стики во время полета - контроллер будет выравнивать коптер по горизонту САМ! Меня эта фишка уже один раз спасла от крэша (зарулился и потерял ориентацию квадра по отношению ко мне) - бросил правый стик, и работал только газом, квадр выровнялся - крэш не состоялся. То есть меня спас полетный режим STABILIZE. Если бы стоял акро - встреча с планетой была бы самой радушной (и крепкой по объятиям). Возможно, режим Alt Hold был бы ещё более "спасительным" для меня - этот режим существует для удержания высоты. Не знаю, когда ПАНИКА - можно и не сообразить переключить полетный режим. Пока я всё время летаю на стабилизации, иногда удается коптер красиво подвесить против ветра - висит на месте, и я не трогаю стики!

В этой статье я обошел тему настройки ПИДов, и тому есть три причины. Намба уан - я сам не понимаю как их правильно настраиваю. Намба ту - скриншоты с готовыми циферками есть в дневнике по ссылке в конце. В "первоисточнике" про настройки ПИД, вы можете почитать . Ну ещё до кучи - и намба фри - у меня со стоковыми ПИДами всё классно летает!

P.S. Если я неясно тут всё описал, посмотрите - он не стал словами описывать, а просто снял все калибровки на видео. Мне очень помогло - рекомендую посмотреть.

И напоследок. При наличии вопросов можете попробовать стукнуться в почту 5timur5(злое животное)мэйлТочкаРу. Если не буду сильно занят - отвечу обязательно. Комменты здесь будут увидены мною и будут даны ответы на вопросы только при наличии вашей удачи.